На сервере | |||||||
с 29.03.2002 с 10.01.2002 |
В докомпьютерные времена, когда ещё не было ни мобильников, ни планшетов, ни ноутбуков… Ещё даже персональные компьютеры не изобрели, были лишь огромные ламповые и транзисторные ЭВМ, программирование которых осуществлялось с использованием перфокарт, Игорь Фёдорович Попов вёл для себя почти настоящую базу данных! Перфокарты можно было найти практически на любой помойке. Например, во дворе дома, где я жил в детстве, располагалось старинное здание, совсем недавно занятое каким-то ведомственным вычислительным центром. Они программировали свои компьютеры, а старые, ненужные или ошибочные программы – выбрасывали на помойку. Да-да, «корзин» на «рабочем столе» тогда ещё не было, потому что не было ни «рабочего стола», ни самого персонального компьютера! Даже монитор в вычислительных центрах был большой редкостью. ![]() На этой помойке (правильнее её было бы называть временным складом хранения макулатуры) всегда валялось огромное количество разнообразных бумаг, словно пулями изрешечённых небольшими квадратными отверстиями. Если присмотреться и вдуматься, в них можно было бы найти какой-то порядок, и даже смысл. Но с точки зрения обывателя, это были просто совершенно одинаковые карточки из очень плотной бумаги, почти картона, испорченные зачем-то этими дырками. Причём обратная сторона перфокарт всегда была чистой. Многие брали такие карточки себе домой, для самых разных целей. Это было удобно и совершенно бесплатно. Игорь Фёдорович использовал их для ведения записей о своих учениках. Он не покупал для этого классический блокнот, записную или адресно-телефонную книгу с вырезанными по краям буквами алфавита, хотя они и казались тогда самыми приспособленными для этой задачи. Фёдыч записывал всё (или многое) из того, что он знал о своих учениках, именно на таких карточках. На них широким размашистым почерком ПИФа можно было увидеть:
Могли на этих карточках найтись и другие пометки, касающиеся того, что могло пригодиться учителю в практической работе с учеником. Что это, как не формализованная база данных со своей строгой структурой и наполнением? Почему Попов считал такой формат более удобным? К тому было множество причин. Например, такая картотека была всегда актуальной. Ученики, которые перестали заниматься, просто перемещались в другую коробку, но никогда их карточки не выбрасывались! Карточку можно было легко заменить, если она устаревала. Её можно было нарастить – добавить новую, если информации становилось слишком много для одной перфокарты. Жёсткая бумага позволяла долго сохранять карточки в хорошем состоянии. Для аналогичных операций с блокнотом требовалось бы вырывать целые листы, или вклеивать дополнительные. В любом случае, блокнот быстро становился не очень удобным местом для поиска информации. А с карточками – можно было «медитировать». Сидит наш Игорь Фёдорович у себя в кабинете туризма, ведёт с тобой приятную беседу, а сам… перебирает руками стопку перфокарт, быстро бросает взгляд на некоторые из них, и снова смотрит на тебя, продолжая разговор. Какой мыслительный процесс в это время шёл в его голове? О чём он думал? Какую информацию искал? Одно могу сказать точно: при каждой встрече с учеником он мог по-свойски спросить: «Ну как Лидия Петровна? Всё в порядке на работе?» – откуда он знал, что у конкретной мамы конкретного ученика были сложности на работе, которые могли, в конечном итоге, повлиять на судьбу её сына? Или так: «Ну, передавай привет Игорю Васильевичу, пусть поправляется». Он знал такие подробности о жизни своих учеников, их родителей и семей в целом, о которых не знало подавляющее большинство учителей того времени. Да и современные учителя, к сожалению, тоже не блещут этим умением, несмотря на все возможности современных информационных технологий. Он мог поддержать в трудную минуту, причём эта поддержка всегда была точна и актуальна именно в конкретный момент времени и применительно к конкретному человеку. Даже через 20 и 30 лет после того, как его ученики становились взрослыми, Игорь Фёдорович периодически спрашивал: «Ну как мама? - (и неизменно называл её по имени и отчеству!) - Как себя чувствует?» Во всём этом, я думаю, ему помогала та самая, бумажная, база данных на перфокартах. Он пользовался ею даже в нашем 21-м веке, когда уже и компьютер у него дома был, и мир стал совсем другим. Предыдущая статья | Содержание РР-3(73)-2018 | Следующая статья |
|
|||||
(с) В.Шахнович. Повторная публикация оригинальных материалов сайта grusha.ru в других средствах массовой информации (в том числе - в интернет) запрещена с 01.10.2018 |
Последнее обновление: 30.12.2018, 17:56 |