На сервере  
Экстремальный портал VVV.RU
с 29.03.2002
Рейтинг@Mail.ru
с 10.01.2002
 

Большой Саянский хребет
поход V категории сложности, июль-август 2006 г.


Перепечатывается по http://72.14.221.104/search?q=cache:1TEkAEyPMPAJ:turizm.lib.ru/t/turism/dibi.shtml+%D0%B4%D0%B8%D0%B1%D0%B8&hl=ru&ct=clnk&cd=1

6. Местное население

Долина Диби, несмотря на труднодоступность, достаточно плотно заселена. В районе устья р.Халбак и ниже расположены зимние фермы. Это капитальные рубленые дома, в которых круглый год живут местные скотоводы, и постройки для скота. Обустроены они весьма основательно. В доме - большая русская печь, современная мебель, электричество от дизель-генератора, почти у каждого - тарелка спутникового ТВ, не редкость и видеомагнитофон. Все товары сюда завозят из Орлика, в основном зимой, когда дороги замерзают и сама Диби тоже замерзает и превращается в дорогу.

Живут здесь большими семьями, включая стариков и, по крайней мере летом, детей. Хлеб местные жители пекут сами, в молочных продуктах недостатка нет, мясо добывают, в основном, охотой.

Охотятся они не ради забавы, а исключительно для пропитания, и лишнего не убивают. Поэтому, хотя долина достаточно обжитая, дичи и рыбы на Диби очень много.

Стада летом находятся в основном на высокогорных пастбищах выше по Диби и ее притокам (на плато мы видели стадо сарлыков), а жители, оставшиеся в долине, занимаются сенокосом.

Конечно же, они хорошо знают друг друга, и любая новость моментально становится известна всей долине, несмотря на расстояния.

Они хорошо помнят все туристские группы, бывшие здесь, помнят, что первые туристы были в 1987 г., потом было очень много туристов - 14 групп - в 1991 г. (что неудивительно), после этого - 3-4 группы в год. Отношение к туристам, как правило, сдержанное. С одной стороны, всегда приятно встретить в таежной глуши свежих людей, но, с другой стороны, как относиться к людям, которые приезжают отдыхать всегда в самый разгар сенокоса и начинают бесцеремонно требовать: отвези да отвези, а на просьбу помочь убрать сено отвечают что-то типа: "Нам некогда, мы отдыхаем".

Впрочем, туристы сами в этом виноваты. Почему-то большинство из них считает, что местные жители живут здесь исключительно для того, чтобы оказывать им всяческие услуги (справедливости ради следует отметить, что и у местных жителей тоже есть вполне определенное представление о туристах, и разубедить их весьма непросто). К тому же туристы не стесняются демонстрировать свое неуважение к местным обычаям - если не по злому умыслу, то от лени и нежелания их знать.

Происходит это, например, так. Когда наши попутчики уже кончали собирать трактор, сломанный при вытаскивании из болота, их догнала (пешком) группа туристов из Читы, вышедшая из Усть-Боксона на полдня позже. "О, мужики, как классно, что вы здесь сидите! Вот вы-то нас дальше и повезете!!!" - "Да вы же видите: трактор увяз, да и тележка у нас битком набита (что соответствовало действительности), как же мы вас повезем?" - "Ничего, ничего, везите!" Договорились на том, что они погрузили на тележку рюкзаки, а сами пошли пешком. К бурхану на перевале местные жители подъехали чуть раньше них и, как обычно, остановились. Следует отметить, что привычка делать остановку у бурхана и "брызгать" водкой - отнюдь не способ вымогательства спирта у туристов, а действительно местный обычай, хотя щедрость туристов, конечно же, способствует неумеренным возлияниям. Основной смысл этого обычая - показать бурхану (духу) свое уважение и принести ему небольшую жертву - деньгами, или спичками, или патроном, и, конечно же, "огненной водой". Иначе без благоволения бурхана дальше пути не будет.

Тем временем подошли читинцы и, не останавливаясь, побежали дальше по тропе. "Ребята, куда вы? Остановиться надо!" - "Нет, нет, мы не устали, мы дальше пойдем, а вы нас потом догоните!"

И скрылись за поворотом. Стоит ли удивляться, что после этого наши попутчики между собой называли их не иначе, как _гуранами_?

Следующий очаг цивилизации - это котловина в низовьях Диби. Хотя она отделена от долины Оки всего лишь одним хребтом, дорогу через последнее ущелье Диби начали строить, вероятно, совсем недавно, да и брод через Оку в этом месте уже непростой.

Население этой котловины также живет достаточно изолированно, сообщаясь с внешним миром кружным путем, через долины рр.Балакта и Тисса.

В поселках, расположенных на Оке, тлетворное влияние цивилизации заметно гораздо сильнее, хотя в основном население по-прежнему мирное и дружелюбное. Больше пьяных. С открытыми проявлениями враждебности мы не сталкивались, однако туристы, встреченные нами ниже на Оке, рассказывали, что в районе пос.Орлик местные жители преследовали их на грузовике (дорога там идет вдоль берега) и требовали спиртного, угрожая винтовками.


Назад, на Большой Саян 2006 г.
 
 

 

  Куча-мала 

  Новенькое 

  Фотоальбомы 

  Туризм 

  Информатика 

  Барковы 

  ПИФ 

  Школа N 2 

  Сказки 

  FAQ 

  О Груше 

 

 

(с) В.Шахнович. Повторная публикация оригинальных материалов сайта grusha.ru в других средствах массовой информации (в том числе - в интернет) запрещена с 01.10.2018    

Последнее обновление:
27.10.2007, 17:28